ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ТЕРЕНТЬЕВОЙ ВЕРОНИКИ ВАЛЕНТИНОВНЫ
«Инновационный подход к созданию развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»Обобщение опыта работы воспитателей группы «Радуга» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №199» «Инновационный подход к созданию развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагог. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, эстетически оформленную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми пространства для развития детей. В построении развивающей предметно-пространственной среды руководствуемся программой «От рождения до школы»Н.Е.Вераксы, ФГОС Дошкольного образования (П.3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.) При создании предметно-развивающей среды мы учитываем следующие принципы: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Принцип активности, самостоятельности, творчества Принцип трансформируемости Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности Принцип эстетической организации среды Принцип учета половозрастных различий детей Принцип интеграции Принцип информативности Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта, поэтому для нас важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Создаем условия для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр. В связи с этим планировку группы создали так, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. В нашей группе все зоны развивающей предметно-пространственной среды предоставляется в полное распоряжение детей. Своевременно изменяем предметно-игровую среду: вносим новые атрибуты, игры, игрушки, игровое оборудование в соответствии с новым содержанием игр, познавательной активности, усложняющимся уровнем развития умений и навыков наших воспитанников Принцип трансформируемости. В проекте пространственно-развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере нашей группы выделяются определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Содержание каждой зоны в нашей группе дают детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, красок, поэзии и т.д.). Принцип эстетической организации среды. Особые требования предъявляем к эстетическому оформлению предметно-развивающей среды т.к. эстетически оформленная среда, способствует эстетическому воспитанию детей в быту, Обеспечиваем надлежащую безопасность в использовании всех материалов и всего оборудования, Принцип учета половозрастных различий детей. В построение среды учитываем половые различия, которые предполагают предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования учитываем общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Принцип интеграции. Предметно-развивающую среду организуем с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используем и в ходе реализации других областей. Принцип информативности. При создании предметно-развивающей среды обязательно предусматриваем разнообразие тематики материалов и оборудования для развития моторной, сенсорной, манипулятивно - познавательной, игровой, художественной активности детей во взаимодействии с предметным окружением. Соблюдение общих принципов построения развивающей предметно- пространственной среды дали нам возможность стимулировать у наших воспитанников проявление самостоятельности, инициативности, творчества и свободной активности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Создавая развивающую предметно-пространственную среду в нашей группе учитывали основные функции: образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Считаем, что основной целью функционирования среды – это педагогически правильно сконструировать многоуровневую и многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду, учитывая интересы, способности и потребности каждого ребенка. Образовательное пространство нашей группы организовали по функциональным зонам: социально – коммуникативная ,познавательная, речевая зона, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная зона. В каждой зоне создали микроцентры развивающей активности 30 ноября 2019 в 11:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.